| ||||||||
|
| |||||||
Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
Мы приглашаем Вас, уважаемый родитель, взяв за руку своего малыша, вместе подняться по этим волшебным ступенькам вверх.
«Ступеньки к школе!!!» Не забудьте прихватить с собой игру (ведь Ваш ребенок пока еще дошкольник, а мы с Вами знаем, что развитие ребенка-дошкольника лучше всего происходит в игровой форме), хорошее настроение, а самое главное радость от общения со своим «чадом»!!!
СТУПЕНЬКА № 1 ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ВНИМАНИЕ РАЗВИВАТЬ??? Можно: · Развивать слуховое внимание через упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей. · Часто менять формы деятельности. На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п. · Использовать в совместной деятельности элементы игры. · Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз. Использовать дидактические игры с четко выраженными правилами. · Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное. · Способствовать формированию у ребенка навыка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления. · Способствовать формированию у ребенка навыка управлять вниманием в соответствии с целью. Регулярно включать в деятельность детей выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы. · Тренировать детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами. · Учить детей сосредотачиваться на определенной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону. Включайте во взаимодействие с детьми игры и упражнения, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п. · Создавать средства — стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка. · Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации. · Предлагать детям: - повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами; - неоконченные фразы, которые нужно закончить; - вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них. · Предлагать сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки. · Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию внимания: - «Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».) - Игры — головоломки. - Загадки. - «Найди отличия». - «Найди два одинаковых предмета». - «Будь внимателен» (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде). - «Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»). - «Где что было» (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось). - «Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате). - Игра «Карлики и великаны» (ребенок должен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия). - Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
СТУПЕНЬКА № 2 ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ РАЗВИВАТЬ??? Можно: · В первую очередь через дидактические игры и упражнения развивать умение: - составлять группу из отдельных предметов; - выделять предметы по назначению, по характерным признакам; - классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению; - понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов; - сравнивать предметы; - соотносить схематическое изображение с реальными предметами; - делать самостоятельные выводы; - отвечать на вопросы, делать умозаключения; - устанавливать причинно-следственные связи. · Чаще использовать задания на: - сравнение пары предметов или явлений — нахождение сходства и различия между ними; - нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными; - складывание целого из частей (разрезные картинки); - последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним; - осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его); - задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д. · Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.). · Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими. · Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение. · Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи. · Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме. · Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами. · Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливать у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей. · Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию мышления: - «Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий). - «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению). - «Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет). - «Антонимы» (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый-легкий», «сильный-слабый», «легкий-тяжелый и др.). - «Оканчивание слов» (учить заканчивать слово по начальному слогу). - «Уникуб», «Лото», «Домино», пазлы, конструкторы. - Загадки.
СТУПЕНЬКА № 3 ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ПАМЯТЬ РАЗВИВАТЬ???
Можно: · Развивать у ребенка умения: - произвольно вызывать необходимые воспоминания; - вспоминать последовательность событий; - использовать при запоминании мнемотехнические приемы; - использовать образ как средство развития произвольной памяти; - повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. · Для улучшения процесса памяти воспитывать у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения: - анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия; - осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам; - классифицировать предметы и явления на основе обобщения; - устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами. · Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства — сочетать словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью). · Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию памяти: - «Детектив» (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил). - «Запомни предметы» (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию). - «Пирамида» (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.). - «Что ты видел в отпуске?» (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях). - «Следопыт» (взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти). - «Что ты ел на обед?» (ребенок должен перечислить все, что ел на обед). - «Одежда» (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром). - «Нарисуй такой же» (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет). - «Я положил в мешок» (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке). - «Короткий рассказ» (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его). - «Башня» (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать). - «Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).
СТУПЕНЬКА № 4 НАСТАЛО ВРЕМЯ НАМ, ДРУЗЬЯ, УЗНАТЬ, КАК НУЖНО МЕЛКОМОТОРНЫЙ НАВЫК РАЗВИВАТЬ!!!
Для этого можно работать в 2-х направлениях. 1. Развивать непосредственно мускулатуру руки, для этого можно: - катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики; - разминать пальцами пластилин; - запускать пальцами мелкие волчки; - сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок — бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался); - делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь; - двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой); - показывать отдельно только один палец — указательный, затем два — указательный и средний, далее три, четыре и пять; показывать только один большой палец отдельно; - барабанить всеми пальцами обеих рук по столу; - махать в воздухе только пальцами; - кистями рук делать «фонарики»; - хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе; - собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались); - нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку; - наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль); - завязывать узлы на толстой веревке, шнуре; - застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком. 2. Полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструктивная. Формировать графический навык, для этого можно: - рисовать по точкам; - рисовать в тетрадях в крупную клетку (рисунки по клеточкам); - штриховать разными способами; - обводить контуры фигур.
| ||||||||
| ||||||||
Дата последнего обновления страницы 18.10.2024 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |