Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

 

 

 

 

 

 

 

Скоро в школу

 

Скоро в школу

 

 

Что должен знать ребенок, поступающий в школу 

 

Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста  

Памятка родителям будущих первоклассников 

 

 

      

Как подготовить ребенка к школе

Каждый родитель задаёт массу вопросов, когда наступает время идти ребёнку в школу и чаще всего интересует, а что должен знать малыш. Волнение родителей понятно, нам важно, чтобы ребёнку было комфортно, удобно, интересно  и немало важно – успешно. Всё ли получится, сможет ли правильно выполнять задания, справится ли с новой ролью, сможет ли войти в коллектив – всё очень важно. Поэтому, психологический настрой маленького школьника и родителей необходим ещё на подготовительном к школе этапе. Но как учителю начальных классов, мне родители будущих первоклассников  чаще всего задают другой вопрос – что он должен уметь?
Наверняка, когда идёте из детского сада, вы стараетесь расспросить своего малыша о том, чем он занимался, что кушал, с кем играл в группе. Конечно, он вспомнит  и расскажет вам, но не менее важно поговорить с ним о его друзьях, о погоде и времени года, понаблюдать за дождиком или летящими снежинками, увидеть, как переливаются лучики, и прячется маленькая букашка. Замечайте красоту, а самое главное - говорите и учите его говорить. Если ребёнок не проговаривает слова вслух, он не слышит свою речь, а, значит, он не понимает и чужую, и не услышит на уроке, что скажет учитель, ведь информация остаётся в голове та, которая проговаривается и на первых парах это должно происходить вслух.  Кроме того, ребёнок должен привыкнуть и к тому, что его слушают и спокойно себя вести, когда на него смотрят взрослые и сверстники, не стесняться и не бояться своего голоса, своей речи. Часто в игре дети рассуждают, объясняют, проговаривают действия, не останавливайте их, а лучше послушайте и просто в игру сами присоединитесь, ребёнок будет вам благодарен! Развивайте и пополняйте словарный запас своего малыша!

Когда речевой словарь беден, ребёнок приходит на урок и слышит много непонятных для него слов. А ему надо всё услышанное запомнить. Но прежде всего, он должен донести до своего ума это на своём - понятном ему языке, и использовать он будет только те слова, которые знает и использует в речи и обиходе, это можно сравнить с переводом на другой язык. Интересно, а вы много поймёте, если дан текст на незнакомом вам языке? Поэтому развитие речи в дошкольный период - это самая главная задача родителей - этим вы помогаете и себе, и своему ребёнку, да ещё и налаживаете общение.
Следующий момент, который важен для дошкольника - это развитие мелкой моторики, то есть развитие и укрепление мышц пальцев руки, кисти. Именно с помощью этих  мышц происходит удержание карандаша и ручки, от них зависит точность движения, четкость линии, аккуратность работы, что формирует почерк первоклассника. Малышу очень хочется, чтобы его первые палочки и крючки были красивыми, так как у учительницы. Проблема возникает на самых первых уроках письма -  палочки не подчиняются маленьким ручкам. На письмо может влиять много факторов: во – первых, это психологическое состояние ребёнка и психологическая обстановка в доме, во - вторых, какие-то внешние раздражители: шум, громкая музыка, бегающий младший брат и др., в – третьих, слабые мышцы пальцев и кисти. Начинайте, как можно раньше давать в руки мяч, причём такого размера, чтобы ребёнок мог его захватить полностью всеми пальчиками. Мячик должен быть очень упругим, даже можно взять тканевый, набитый наполнителем. Не забывайте про пластилин, глину - они служат прекрасным материалом для развития мелких мышц. Чтобы помочь точности и координации движения руки, лучше брать для занятий мелкие предметы, пусть это будут монетки, бусинки, пуговицы, мелкие шарики, горошинки, фасоль, камешки – это развивает соотношение действия руки и глаза (взгляда). А сколько сейчас всевозможных конструкторов, мозаик, головоломок, состоящих из разных мелких деталей – магнитных шариков, кубиков, трубочек и т.д. Занимательные шнуровки, штриховки, раскраски так же помогают малышам справиться с проблемой слабой руки. Раскраски не только можно купить в магазине, но и найти через интернет, они так же служат хорошим упражнением для пальчиков. Не забывайте, что в руке должен быть карандаш, а не шариковая ручка, которая скользит по листу бумаги и ребёнок не прилагает никаких усилий, чтобы получались линии. Задания можно предлагать самые разнообразные: обвести по контуру, заштриховать, дорисовать, раскрасить так, как в образце, нарисовать вторую симметричную фигуру. А если вы устроите с ним соревнование, то старания у малыша только прибавится.
Чтобы «не бояться» школы, морально необходимо тоже подготовиться. Несколько советов родителям, чтобы быстрее преодолеть первые трудности.

Внимательнее отнеситесь к вопросу  самоконтроля, приучайте ребенка к порядку. Малыш знает, что такое портфель, какие школьные предметы там находятся, он уже несколько раз всё перебрал и рассмотрел, научите его доставать всё необходимое перед уроком на стол, а после занятия обратно складывать в портфель.

Развивайте память: учите детские стишки, песенки, учите отгадывать загадки, рассказывайте сказки по - очереди: вы начинаете, а малыш продолжает, снова вы подхватываете, а он продолжает, придумайте новое продолжение сказки. Рассказывайте сказку, театрализуя её: используйте куклу, приготовьте костюм, распределите роли, меняйте голос по характеру героя.
Если ребёнок ходил в детский сад, то наверняка у него там есть друзья, он уже умеет вести себя в коллективе, знает, что есть определённые правила, которые необходимо соблюдать. Поговорите с ребёнком о школе. Ему нужно также общаться с детьми, учителем, у него будет много новых друзей, научите его, как спросить о чем – либо или попросить о помощи у сверстников или учителя. Договоритесь, что всё, что сказал учитель – это важно и необходимо выполнять, даже, если ему что – то не нравится.
Уже в июле начинайте приучать ребёнка к новому режиму дня: просыпаться чуть раньше, чем обычно (не секрет, что летом многие дети спят чуть не до обеда), чтобы с первого сентября ранний подъем не стал настоящим бедствием для малыша, ложиться спать в определённое время. Кроме того, обратите внимание на то, как малыш одевается, умеет ли сам надевать обувь, ходить в туалет, кушать, вести себя за столом.
Удачи Вам, уважаемые ученики и родители!

  

 

Как подготовить ребенка к школе?

Подготовка ребенка к школе отнимает немалое количество времени, да и нервов, ведь каждый ребенок – это отдельная и неповторимая личность. Кому-то обучение дается легко, кому-то тяжело, одни дети схватывают полученную информацию на лету, другие же и минуты не могут посидеть спокойно. И все-таки, далеко не все зависит только лишь от способностей ребенка. Как легко будет даваться ему обучение, напрямую зависит и от родителей. На определенном этапе, каждый родитель начинает думать о том, как подготовить ребенка к школе? И вот тут мама с папой должны очень серьезно подойти к этому вопросу и привить своему чаду любовь к знаниям, а не отбить желание обучаться.

Почему нужно подготавливать ребенка к школе?

Сейчас требования к первоклашкам достаточно высоки, и идя в школу, ребенок много чего должен уметь делать. Хотя этому всему и должны обучать именно в школе. Поэтому, вся ответственная работа за подготовку малыша ложится на плечи родителям, которые должны научить его всему необходимому и подготовить к школе. Если ребенок приходит в первый класс совершенно не подготовленный, то у него период адаптации к школе будет проходить немного дольше, чем у подготовленных детей. К тому же, он будет быстрее уставать, и работоспособность будет ниже. Иногда, переживания ребенка могут сказаться и на его здоровье, ведь он обязательно заметит, что значительно отстает от своих одноклассников. Конечно, если попадется опытный и грамотный педагог, то он будет уделять максимум внимания такому ребенку, и всячески стараться дотянуть его до уровня остальных, но, особо полагаться на счастливый случай не стоит. Лучше оградить своего кроху от ненужных расстройств, и уделить ему время постаравшись максимально подготовить его к школе. 

Как подготовить ребенка к школе? 

У большинства родителей сложилось ошибочное мнение о том, что ребенок умеющий читать и писать, уже готов к школе. На самом же деле это один из пунктов того, что должен знать и уметь делать ребенок. Итак, подготавливая ребенка к школе, нужно научить его: 

1.     Читать. Все дети развиваются по-разному, и овладеть навыками чтения не у всех получается сразу. Есть те, которые для своего возраста читают достаточно бегло, а есть те, которые и по слогам не умеют. Но, если ребенок, придя в первый класс, не умеет читать, то по законодательству школа не вправе отказать такому ребенку в обучении. В основном, это нужно для самого ребенка, чтобы по сравнению со своими одноклассниками, которые умеют читать, не чувствовать себя «белой вороной». 

2.     По возможности написать или переписать печатными буквами простое слово или словосочетание. 

3.     Уметь считать до десяти, осознанно, а не на автомате. Желательно знать обратный отсчет.

4.     Назвать себя, своих родителей, при возможности бабушек и дедушек, свой возраст. Конечно же, с малых лет ребенка учат знать о себе и своей семье максимум информации, но встречаются и такие дети, конечно же редко, которые не могут назвать даже свою фамилию.

5.     Различать времена года, знать дни недели. Ребенок должен осмысленно ответить на любой несложный вопрос. Такие знания в первую очередь развивают мышление у ребенка. 

6.     Ребенок должен уметь быть достаточно самостоятельным: одеться, обуться, убрать за собой, сложить все по своим местам. Эти умения пригодятся ему в школе, когда нужно будет переодеться к уроку по физкультуре, или же сложить все предметы (ручки, тетради) в портфель. 

7.     Ребенок должен уметь различать предметы, или же из общей массы предметов, найти одинаковые. Эти занятия развивают у ребенка внимательность и логическое мышление.

8.     Также, ребенок должен знать названия геометрических фигур и различать их (показать, где какая геометрическая фигура).

9.     Знать и различать цвета. Не обязательно, чтобы ребенок знал все цвета и оттенки, но, хотя бы 7 основных.

10.                       Ребенок должен и знать и осознавать, что хорошо, а что плохо. 

11.                       Различать пол человека (мужской, женский). Также ребенок должен уметь отличить мальчика от девочки, девочку от женщины, мальчика от взрослого мужчины и т.д. 

  1. И пожалуй, самое важное, как подготовить ребенка к школе, это дать ему возможность полноценно развиваться. А, на данном этапе его развитие происходит, когда он наслаждается своим детством, гуляет, играет. Главное, не отнимать у детей детство, нагружая всевозможными кружками и подготовительными курсами, а проводить больше времени со своими малышами, беседовать, спрашивать его и выслушивать, всегда отвечать на вопросы, когда ребенок вас спрашивает, а не отнекиваться.

Советы родителям, которые не знают, как подготовить ребенка к школе?

Очень многие родители не знают, как подготовить ребенка к школе, ведь школа выдвигает немалое количество требований. Возможно, у некоторых просто нет времени заниматься ребенком, или ребенок вовсе неусидчив и ни в какую не хочет запоминать то, чему вы его учите.

Если у родителей просто нет времени, чтобы подготовить ребенка к школе, им стоит отдать своего малыша на специальные подготовительные курсы, или нанять хорошего репетитора. Если же у родителей просто нет нужной им информации, как подготовить ребенка к школе, или же их усилия не дают результатов, возможно, ниже приведенные советы помогут достичь больших результатов.

1.     Если ваши старания не дают результатов, возможно, нужно сменить методику обучения. Например, не каждый ребенок хочет учить алфавит по книжке. Ему это занятие не доставляет радости. Попробуйте найти то, чем можно заинтересовать своего кроху, возможно в виде игры или же, в виде творчества. Главное, наберитесь терпения, и пробуйте найти то, чем ребенок заинтересуется. Сейчас в помощь родителям продаются специальные озвученные наборы. Это игра в виде плаката, который вешается на стенку, а при нажатии на кнопку, происходит озвучка буквы или цифры. Возможно, так ребенок быстрее запомнит то, чему вы его учите, а главное, - ему это будет интересно.

2.     Очень важно в подготовке к школе, развивать у ребенка мелкую моторику. Рисуйте вместе, лепите из пластилина геометрические фигурки, пусть ребенок нанизывает бусины на проволочку или веревочку, вырезает и т.д. Все эти занятия - игры развивают у малыша усидчивость.

3.     Отдельно хочется выделить именно занятия рисованием. Оно играет очень важную роль в подготовке к школе. Если ребенок не будет рисовать, то в дальнейшем, в школе, его неразработанная рука будет быстрее уставать. Благодаря рисованию ребенок понимает, что он умеет что-то делать, развивается его творческое мышление, воображение, развиваются дисциплинарные способности. Также, именно во время рисования оба полушария активно работают взаимодействуя друг с другом.  

4.     Делайте с ребенком специальные упражнения для разработки пальцев, поскольку такая гимнастика поможет ребенку концентрировать свое внимание в нужном направлении.

5.     Очень важно развивать внимательность у ребенка, поэтому играйте с ребенком в развивающие игры. Они будут намного полезнее, чем ребенок целый день просидит перед телевизором или компьютером. Дети в любом возрасте очень любят играть, особенно со своими родителями.

6.     Никогда не «насилуйте» ребенка и не ругайте, если у него что-то не получается сделать. Ваша главная задача, привить интерес ребенка к обучению. Даже если он не будет знать достаточно, для уровня первоклассника, но у него будет желание учиться, то вы добились больших успехов. Все остальное он получит в школе, и будет успешным. За каждое достижение поощряйте его и хвалите. Ребенок, которого хвалят, будет стараться делать еще больше, стремиться к новым достижениям, чтобы его снова похвалили.

И напоследок хочется сказать, что для ребенка нет ничего важнее, чем знать, что мама с папой его любят. Некоторые настолько озабоченны тем, чтобы научить ребенка всему, что они заставляют ребенка учить буквы, цифры, читать, писать, забывая о том, что он ещё малыш, ему хочется играть, ему хочется чувствовать, что о нем заботятся, его любят. Поэтому, не жалейте времени, а вкладывайте в своего кроху любовь и внимания. Все это поможет вам подготовить ребенка к школе.

 

  

МАМАМ НА ЗАМЕТКУ

  • В возрасте 5-6 лет ребенка гораздо важнее научить учиться, чем чтению и счету. В этот период очень важно освоить ролевые игры, когда дети играют в школу, в магазин, в доктора. Дети усваивают правила общежития; узнают, что такое дисциплина, постигают азы взрослой жизни.
  • Сейчас уже многие дети к 7 годам овладевают счетом и чтением. Если ребенок по всем статьям подкован, есть опасение, что ему может быть скучно в первом классе. Тогда интерес к процессу обучения будет утерян на долгие годы. В этом случае логично определить ребенка в какую-нибудь специализированную школу с повышенной нагрузкой. Но это даст хорошие результаты только в том случае, если ребенок наигрался во все игры, которые следует проиграть в 3, 4 и в 5 лет.
  • Отдавать ребенка в школу в шесть или в семь лет? Обычно, начиная с 5 лет, дети уже мечтают о школе и рвутся туда. И многим мамам кажется: раз стремится учиться, значит, готов к школе. Это не всегда так: ведь школа для детей - символ взрослости, они просто хотят считаться более взрослыми, а вовсе не грызть гранит, называемый наукой. Поэтому разберитесь как следует, на самом ли деле ваш сын или дочь готовы к школе.
  • Иногда умение ребенка читать любимые сказки и бойко называть цифры вводит мам в заблуждение. На самом деле может оказаться, что у ребенка не подготовлена рука к письму, и в школе он будет очень быстро уставать. А главное, у него может быть не развито произвольное внимание, когда ребенок заставляет себя заниматься тем, что может быть и не очень интересно.

Вот простые упражнения-тесты, которые помогут мамам лучше понять степень готовности к школе своих детей.

  • 5-летнему ребенку можно показать две колбаски, слепленные из пластилина: одну - длинную и тонкую, а другую - широкую, но короткую. И спросить, где пластилина больше. Ребенок с нормально развитыми способностями должен ответить, что пластилина в обоих случаях одинаковое количество. Возможно, что ребенку потребуется сломать эти колбаски, чтобы понять истину. Не препятствуйте их исследовательской деятельности.
  • В 4 года ребенок уже знает свое имя, фамилию, возраст и жилище. Он различает линии, положение, направления.
  • 5 лет - это возраст фантазий, когда ребенок придумывает себе героя и подражает ему. Иногда фантазии героя он примеряет на себя. Излишняя склонность к фантазированию в этом возрасте вполне допустима.
  • Усидчивость, о которой мечтают многие мамы, маленьким детям вообще не свойственна. И занятия в школе построены таким образом, что каждые десять-пятнадцать минут задания чередуются. Если же ребенок чем-то занимается подолгу, это должно обеспокоить маму, а вовсе не радовать. Именно в таком случае надо немедленно показать ребенка психологу, а может даже и невропатологу.
  • Нормально развитый ребенок должен быть подвижным, активным, резвым. Ведь человечек познает мир! А вокруг столько всего интересного. Мамы же, которые во время поездок в метро требуют, чтобы дети сидели смирно, совершают большую ошибку. Ни в коем случае нельзя одергивать ребенка и заставлять его не задевать других пассажиров. Чтобы ребенок не ерзал, его следует чем-то занять: увлекательной книжкой или игрой.

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"