Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста

 

Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста

 

Мы приглашаем Вас, уважаемый родитель, взяв за руку своего малыша, вместе подняться по этим волшебным ступенькам вверх.

 

«Ступеньки к школе!!!»

Не забудьте прихватить с собой игру (ведь Ваш ребенок пока еще дошкольник, а мы с Вами знаем, что развитие ребенка-дошкольника лучше всего происходит в игровой форме), хорошее настроение, а самое главное радость от общения со своим «чадом»!!!

 

СТУПЕНЬКА № 1

ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ВНИМАНИЕ РАЗВИВАТЬ???

Можно:

·        Развивать слуховое внимание через упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.

·        Часто менять формы деятельности. На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.

·        Использовать в совместной деятельности элементы игры.

·        Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз. Использовать дидактические игры с четко выраженными правилами.

·        Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное.

·        Способствовать формированию у ребенка навыка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.

·        Способствовать формированию у ребенка навыка управлять вниманием в соответствии с целью. Регулярно включать в деятельность детей выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.

·        Тренировать детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

·        Учить детей сосредотачиваться на определенной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону. Включайте во взаимодействие с детьми игры и упражнения, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.

·        Создавать средства — стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.

·        Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

·        Предлагать детям:

-       повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;

-       неоконченные фразы, которые нужно закончить;

-       вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.

·        Предлагать сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.

·        Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию внимания:

-       «Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».)

-       Игры — головоломки.

-       Загадки.

-       «Найди отличия».

-       «Найди два одинаковых предмета».

-       «Будь внимателен» (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).

-       «Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»).

-       «Где что было» (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).

-       «Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).

-       Игра «Карлики и великаны» (ребенок должен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).

-       Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

 

СТУПЕНЬКА № 2

ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ РАЗВИВАТЬ???

Можно:

·        В первую очередь через дидактические игры и упражнения развивать умение:

-       составлять группу из отдельных предметов;

-       выделять предметы по назначению, по характерным признакам;

-       классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению;

-       понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов;

-       сравнивать предметы;

-       соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

-       делать самостоятельные выводы;

-       отвечать на вопросы, делать умозаключения;

-       устанавливать причинно-следственные связи.

·        Чаще использовать задания на:

-       сравнение пары предметов или явлений — нахождение сходства и различия между ними;

-       нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

-       складывание целого из частей (разрезные картинки);

-       последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;

-       осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

-       задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.

·        Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).

·        Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

·        Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.

·        Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

·        Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.

·        Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

·        Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливать у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.

·        Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

-       «Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий).

-        «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).

-       «Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).

-       «Антонимы» (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый-легкий», «сильный-слабый», «легкий-тяжелый и др.).

-       «Оканчивание слов» (учить заканчивать слово по начальному слогу).

-        «Уникуб», «Лото», «Домино», пазлы, конструкторы.

-       Загадки.

 

СТУПЕНЬКА № 3

ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ПАМЯТЬ РАЗВИВАТЬ???

 

Можно:

·        Развивать у ребенка умения:

-       произвольно вызывать необходимые воспоминания;

-       вспоминать последовательность событий;

-       использовать при запоминании мнемотехнические приемы;

-       использовать образ как средство развития произвольной памяти;

-       повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

·        Для улучшения процесса памяти воспитывать у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:

-       анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;

-       осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;

-       классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

-       устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.

·        Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства — сочетать словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).

·        Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию памяти:

-       «Детектив» (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил).

-       «Запомни предметы» (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию).

-       «Пирамида» (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.).

-       «Что ты видел в отпуске?» (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях).

-       «Следопыт» (взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти).

-       «Что ты ел на обед?» (ребенок должен перечислить все, что ел на обед).

-       «Одежда» (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).

-       «Нарисуй такой же» (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).

-       «Я положил в мешок» (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).

-       «Короткий рассказ» (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).

-       «Башня» (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать).

-       «Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).

 

СТУПЕНЬКА № 4

НАСТАЛО ВРЕМЯ НАМ, ДРУЗЬЯ, УЗНАТЬ, КАК НУЖНО

МЕЛКОМОТОРНЫЙ НАВЫК РАЗВИВАТЬ!!!

 

Для этого можно работать в 2-х направлениях.

1.     Развивать непосредственно мускулатуру руки, для этого можно:

-       катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;

-       разминать пальцами пластилин;

-       запускать пальцами мелкие волчки;

-       сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок — бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался);

-       делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;

-       двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);

-       показывать отдельно только один палец — указательный, затем два — указательный и средний, далее три, четыре и пять; показывать только один большой палец отдельно;

-       барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

-       махать в воздухе только пальцами;

-       кистями рук делать «фонарики»;

-       хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;

-       собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);

-       нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;

-       наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);

-       завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;

-       застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.

2.     Полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструктивная. Формировать графический навык, для этого можно:

-       рисовать по точкам;

-       рисовать в тетрадях в крупную клетку (рисунки по клеточкам);

-       штриховать разными способами;

-       обводить контуры фигур.